Собака в библии и житиях
Образ собаки в Библии интригует. Собака только не изображалась здесь как друг человека; скорее, она считалась нечистым животным, похожим по собственной нечистоте на свинью. К животному намного чаще проявляли брезгливость, чем уважение. Но откуда взялась эта вражда к невинной собаке?
Источник: shutterstock
У наших религиозных прадедов не было сердца для лающих животных. Возможно, они взяли пример со слов, сказанных Иисусом, которые тщательно записаны в Евангелии от Матфея: “Не давайте псам того, что свято”. Богобоязненные евреи, имея перед глазами божественные заповеди, часто в прямом смысле, никогда не давали хлеб собакам. Ну, практически никогда. Изредка какая-то милосердая еврейская женщина угощала животное крошками.
Собака была нечистым животным, соперничающим по собственной нечистоте со свиньей. Тогда полчища бродячих собак бродили по городским улицам и распространяли разные заболевания. Благочестивые евреи видели в фигурках собак безнравственных и безбожных людей. Поэтому в Послании святого Петра можно прочесть очень нелестное упоминание о четвероногих: “На них выполнилось то, о чем правильно говорит пословица: собака возвращается к тому, что сама выблевала, а свинья умывается до грязной лужи”. В то время собаку также называли “глупой” — поведение не очень умных людей пор
Источник:
В Апокалипсисе Святого Иоанна собака, по не очень понятным причинам, не переживет спасения. Наряду с ведьмами, мужеложниками и лжецами, словом, со всем мутным полумиром, он будет оставлен за воротами нового Иерусалима.
В то же время, собственно лающий, презираемый пес в притче о богаче и Лазаре вел себя более гуманно, чем человек. Только собаки сжалились над больным Лазарем и пришли лизать его раны (А, как все знают, собачья слюна давно считалась лекарством).
Хотя в Библии собака вела действительно собачью жизнь, ее презирали и отвращали, но в намного поздних житийных историях четвероногий друг человека был реабилитирован. Животное стало спутником и защитником святого, превратившись из объекта презрения в объект уважения. В конце концов, появились сообщения про то, что собака обладает способностью вылечивать человеческие раны. Собак также стали называть странствующими проповедниками, которые исцеляли раны человеческой души.
Возможно, наиболее знаменитым считается житийный рассказ о святом Рохе, который попал на небо одновременно со своим питомцем. Возможно, животное было вознаграждено небесным блаженством за помощь человеку. Ведь собственно собака, возможно, по кличке Рошек, нашла в лесной глуши зараженного чумой святого. Благодаря этому собака, держащая в пасти хлеб, считается аксессуаром святого. Иконография изображает святого Роха нищим, одетым в лохмотья, с собакой рядом, которая либо весело бежит, либо зализывает раны собственного хозяина. По сей день святой Рох считается великим защитником животных живущих дома.
Лающее животное также возникает в историях о святом Джоне Боско. Большая борзая по кличке Гринго (Серый), согласно агиографическим рассказам, появилась в жизни святого внезапно. Как то ночью святой понял, что за ним следит большая борзая. Когда Джон Боско подошёл к дому, животное остановилось, развернулось и ушло в известном исключительно ему направлении. С той поры спутник собаки всегда оказывался рядом со святым, когда тот шел в вечернее время по пустынным улицам. Гринго также много раз приходилось защищать собственного хозяина от опасности.
Лающее животное также было основным героем житийных историй о святых женщинах. Он сопровождал, среди других, святую Хаделогию (святую Аделу) и святую Марию Франциску. Святой Франциск Ассизский, со своей стороны, стал покровителем животных, в том числе собак. Всемирный день животных отмечается в католической церкви в день памяти святого Франциска.
ИСТОЧНИКИ: Ковальский Петр, Лексикон знаков мира. Примета, суеверие, значение , Варшава-Вроцлав 1998.