Собака как на картинке.
Будь то на заднем плане, на стороне семьи или на переднем плане. Собака нашла собственное место на полотнах легендарных польских художников. На картинах величайших из них образ четвероногого друга сохранился до сегодняшних дней.
Ян Матейко, портрет четырех детей художника, 1879 г., Львовская галерея картин. Источник: Четверо детей художника, портрет, котрый написан Яном Матейко, 1879 год.
Возможно, они были источником вдохновения, возможно, элементом жизни, который не нужно игнорировать, а может быть, они служили лишь для того, чтобы просто заполнить пространство на холстах. Какую бы версию мы ни приняли, это не меняет того факта, что собаки были увековечены в работах величайших польских художников. Головы собак выглядят интересно на картинах Войцеха Коссака или Артура Гротгера, они щелкают ушами на работах Юзефа Челмоньского и Яна Матейко.
Среди картин Войцеха Коссака существует несколько, на которых художник изобразил собак. Группа охотничьих собак, сопровождающие императора Франца Иосифа, запечатлена на полотне под названием «Охота в Годолло». С этой картины Коссак, в определенном смысле, начал собственную карьеру мастера кисти, а большие гончие на переднем плане и по сей день вызывают восхищение почитателей Коссака. Характерно сельская собака появилась на другой картине художника Девятнадцатого века — «Свадебная церемония в Кракове». Немного сверхъестественная собака, радостно лающая на спешащую свадебную компанию, кажется парящей в воздухе. Может быть, Коссак также использовал собаку как символ верности в «Свадьбе в Кракове»?
Он также охотно рисовал статуэтки собак
Артур Гротгер, Замковая площадь (из серии «Варшава II»), 1862. картон, мелки. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Источник: «Замковая площадь» (из цикла «Варшава II»), картина Артура Гротгера, 1862 г., картон, мелок
Артур Гротгер, один из основных представителей романтизма в польской живописи. Видимо, собаки и лошади были первыми, не очень грациозными, моделями художника. Достойная внимания картина из серии «Варшава II», озаглавленная «Замковая площадь». В ней Гроттгеру получилось передать обстановку после недавней трагедии Январского восстания. Воющая собака в самом центре «Замковой площади» увеличивает ужас момента; создается впечатление, что ее вой прорезает мертвую тишину.
Большие собаки, обычные для деревенского пейзажа, также наполняют полотна Юзефа Хелмоньского, барда польской глубинки. В работе под названием «На ферме» художник изобразил несколько фигур собак. Некоторые из них запечетлены в движении — прыгающие на женщину, одетую в белое; другие, показанные более статично, смотрят на бедного крестьянина. Собака на картине «Начало осени» запечатлена по-другому. В самом центре полотна запечатлена лежащая сельская женщина, а позади нее нарисована черная собака. Собака на картине, по сравнению с женщиной, следит за пасущимися коровами. Животное, изображенное Хелмоньским, — это настоящая пастушья собака, присматривающая за стадом, внимательная, готовая практически в любое время защитить скот. Он — сторожевой пес в разоренной войной реальности, охраняющий не границу неземного мира, а коров, оставленных на его попечение. Охотничью гончую можно заметить еще на одном полотне Хелмоньского, на картине «Поход на охоту». С данной работой связан один анекдот. Картина художника не была принята на выставку Общества поощрения изящных искусств. В собственном обосновании организаторы выставки, как сообщается, написали: «Ваша картина, изображающая четырех собак и одну лошадь, не была принята на выставку». Говорят, что остроумный художник написал в ответ: «Граждане! Вы заблуждаетесь: на моей картине изображены четыре лошади и одна собака! Искренне Ваш — Юзеф Челмонский, художник».
Статуэтки собак рисовал и наш великий художник-академик Ян Матейко. Когда красивый бард не работал над грандиозными батальными сценами, он посвящал себя написанию приятных портретов, наполненных семейной атмосферой. Одну из дружелюбных собак можно посмотреть на картине под названием «Портрет четырех детей художника». Другая — на холсте под названием «Трое детей художника». На двух картинах животное сопровождают дети художника, что косвенно говорит нам о положении собаки в семье Матейко. Может быть, пух считался членом семьи?